«Теперь малотоннажная химия на особом контроле у Правительства»: в «Деловой России» обсудили поручения Владимира Путина по развитию МТХ
Первое в этому году расширенное заседание Комитета по химической промышленности «Деловой России», которое состоялось 12 февраля, было посвящено обсуждению поручений Владимира Путина по развитию малотоннажной химии. Напомним: в декабре прошлого года президент РФ поручил увеличить объем производства малотоннажных химических продуктов на 30% к 2025 г. и на 70% к 2030 г. (по сравнению с показателями 2020 г). В ходе заседания члены комитета и приглашенные спикеры оценили, насколько реалистично на данный момент выполнение поручения, и сформулировали ряд предложений по совершенствованию мер господдержки малотоннажной химической отрасли. В мероприятии приняли участие более 50 представителей компаний химической отрасли, а также партнеры комитета. Модератором дискуссии выступил председатель комитета, основатель ГК «Титан» Михаил Сутягинский.
Согласно тексту поручений, к 31 мая Правительству РФ необходимо доложить о мерах, которые приняты для поддержки индустрии МТХ. Государство озаботилось проблемами малотоннажной химии еще в 2017 г., когда Правительством была утверждена дорожная карта по развитию отрасли. С тех пор, как отметила в своем выступлении генеральный директор Ассоциации «Росхимреактив» Ирина Вендило, благодаря взаимодействию российских химиков и Минпромторга РФ ситуацию с «малотоннажкой» удалось сдвинуть с мертвой точки: было запущено более 50-ти проектов, связанных с МТХ. Однако «если смотреть на те сегменты, мониторинг которых проводит наша Ассоциация, то говорить о существенных прорывах на данный момент мы не можем. Например, в 2019 г. по сравнению в 2017 г. импорт химических реактивов по тоннажу вырос на 4 тыс. тонн, а в денежном выражении увеличился на 100 млн. долларов. Импорт химических продуктов для электроники увеличился в денежном выражении на 70 млн. долларов».
По мнению Ирины Вендило, номенклатура отечественных малотоннажных химических продуктов прирастает слишком медленными темпами. Для того, чтобы добиться увеличения объемов производства МТХ на 30% к 2025 г., как это прописано в поручениях президента, необходимо в том числе доработать существующие меры поддержки так, чтобы они учитывали специфику индустрии малотоннажной химии. «Возьмем конкретный пример — Постановление Правительства РФ № 1649 от 12.12.2019. Оно позволяет российским химикам компенсировать затраты на НИОКР в размере 70%, но при условии, что через 3 года разработанный в ходе этого НИОКР продукт сможет принести прибыль в пять раз превышающую те средства, которые были затрачены государством на субсидирование. Эта схема не учитывает медленный и трудоемкий процесс внедрения малотоннажной химии на рынок. Мы не можем сразу начать продавать разработанный по НИОКР малотоннажный продукт. Чтобы добиться увеличения его рентабельности, мы должны дополнительно разработать, наладить производство и сбыт по факту до 15 модификаций этого продукта с учетом специфики каждой отрасли, в которой он будет потом применяться. Ведь, например, полиакрилаты для косметики — это не то же самое, что полиакрилаты для водоподготовки».
Сроки окупаемости малотоннажной химической продукции дополнительно увеличиваются из-за необходимости проведения опытно-промышленных испытаний на производствах у предприятий-потребителей и длительного процесса сертификации продукции в таких отраслях, как, например, косметология и фармацевтика. «Поэтому, на мой взгляд, в Постановлении № 1649 необходимо увеличивать сроки окупаемости, — внесла предложение Ирина Вендило. — Нельзя забывать о том, что, как правило, мы берем деньги на НИОКР для тех веществ, которые не производятся в России. А значит, они имеют, прежде всего, стратегическое значение. Порой мы забываем, что стратегически важные продукты и высокомаржинальные продукты — это не всегда одно и то же».
Михаил Сутягинский в своем выступлении также отметил, что существующая государственная поддержка НИР и НИОКР в виде Постановления № 1649 недостаточна для малотоннажной химии. Кроме того, он указал на ту важную роль, которую играет малотоннажная химия в совершенствовании защиты окружающей среды. В качестве одной из мер стимулирования производства отечественной малотоннажной химии Михаил Сутягинский предложил государству субсидировать затраты на оборудование до 50% и на инфраструктуру до 100% для предприятий, занимающихся разработкой и реализацией биотехнологий. При налаживании государственной поддержки в приобретении новейшего химического оборудования особое внимание, по мнению Михаила Сутягинского, необходимо обратить на микрофлюдные реакторы: «Микрофлюидика позволит добиться увеличения производительности в 10 раз и уменьшения затрат на электроэнергию в 7 раз. Но главное, что с этой технологией к 2025 г. мы сможем импортозаместить малотоннажную химию порядка на 2 млрд долларов. Направление микрофлюидики закрывает практически все синтезы: биохимию, синтез наночастиц, мультикомпонетные реакции».
На сложности государственного регулирования опасных производств посетовал инвестор Завода «Алтайский Химпром» им. Г.С. Верещагина Владислав Зырянов: «Чтобы выйти на хотя бы полупромышленное производство, мне надо пройти целую историю с экспертизами, проектной документацией, экологией, не говоря уже о вводе всего этого в эксплуатацию. И в итоге время, которое пройдет от момента, когда я выпущу продукт, устраивающий потребителя, проведу у него опытно-промышленные испытания, до момента серийного запуска продукта, займет по самым оптимистичным прогнозам 2,5 года. Как мы можем говорить серьезно о тех сроках, которые установил наш уважаемый президент? Именно об этом надо сейчас говорить — о том, что регуляция опасных производств и опасных производственных объектов должна происходить совершенно другим образом».
Генеральный директор ООО «НЗСМ» Игорь Костюк указал участникам заседания, что для развития российской индустрии малотоннажной химии важна не только государственная поддержка, но и налаживание кооперационных связей между самими отечественными производителями МТХ: «На мой взгляд, важным моментом является усиление кооперации между предприятиями-производителями МТХ для импортозамещения той продукции, которая необходима для каждого из нас. Как пример могу привести нашу кооперацию с ГК «ЭКОС-1», в рамках которой мы начали на своей площадке в Новочеркасске выпуск высококачественных литиевых комплексных смазок и заместили стандартные схемы производства путем увеличения присадок на базе тетраборатов. В 2020-ом г. мы вошли в кооперационную цепочку с ГК «Титан», что дало нам возможность использовать высококачественный изопропиловый спирт для производства автохимического ассортимента нашей продукции».
Неблагоприятными прогнозами на ближайшее будущее для научных проектов в области МТХ поделилась менеджер Центра поддержки и развития технологических компаний «Акселератор Менделеева» Лариса Копылова: «Если рассматривать инвестиции в исследования и науку в России, то по итогам 2019 г. почти 2,7% расходов федерального бюджета пришлись на науку. При этом всего 56 организаций за январь–сентябрь 2020 г. проводили НИОКР в области производства химических веществ. Общая доля инновационной продукции в области химии в 2017 г. составляла порядка 7%–9%, в 2018 г. — около 7%, а в 2019 — всего 5,5%. Сейчас мы ожидаем спад, прежде всего в инвестиционной активности. В целом исследование планов российских компаний в области инвестиций говорят о том, что их стратегии пересматриваются, инвестиции замораживаются. Многие компании не готовы осваивать новые рынки. И, соответственно, мы ожидаем, что вклады в наукоемкие, технологичные проекты, особенно на ранних стадиях, почувствуют себя в невыгодном положении». Лариса Копылова призвала при выработке государственных мер поддержки МТХ уделить особое внимание системе открытых инноваций — различным акселераторам и инкубаторам инновационных химических проектов, — которая оказывается наиболее чувствительной к экономической нестабильности, вызванной пандемией.
По результатам заседания был составлен список предложений и конкретных действий по совершенствованию мер поддержки МТХ, который после дополнительных обсуждений и доработок будет направлен на рассмотрение в профильные министерства и Правительство РФ.