The results of the round table with the Federal Drug Control Service of the Russian Federation (April 2011)
27 апреля 2011 года в рамках 9-й Международной специализированной выставки по аналитической химии «Аналитика Экспо» состоялся Круглый стол с ФСКН РФ «Законодательство РФ, регулирующее оборот прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ», организованный НП «РОСХИМРЕАКТИВ» и Международной выставочной компанией MVK.
Слушатели имели возможность получить комментарии к законодательству РФ, регулирующему оборот прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, от официальных представителей Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Отметим, что мероприятие имело огромный успех – конференц-зал на 200 человек с трудом вместил всех желающих.
Было отмечено, что с вступлением в силу с 22 июля 2010 г. Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 177-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ», в этой сфере реализуются новые требования и условия. Прежде всего, они направлены на повышение эффективности государственного контроля за легальным оборотом прекурсоров и предупреждение поступления их в незаконный оборот.
В соответствии с указанным Федеральным законом, приказом Министерства промышленности и торговли России от 28 июля 2010 г. № 638 утвержден порядок определения производственных нужд юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих при осуществлении собственного производства прекурсоры, внесенные в таблицы I и II Списка IV Перечня. Приказ ограничивает производственными нуждами количество приобретаемых на год прекурсоров их конечными потребителями. Это, в совокупности с обязательным учетом прекурсоров в производственном цикле, позволяет предупреждать возможность их использования в количествах, значительно превышающих производственные нужды, снижая тем самым вероятность их поступления в незаконный оборот.
К числу введенных Федеральным законом № 177-ФЗ механизмов контроля, имеющих превентивную направленность, относится также необходимость соблюдения специальных правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования и уничтожения прекурсоров, внесенных в таблицы I и II Списка IV Перечня. К примеру, правила обязывают юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уничтожать прекурсоры только в присутствии комиссии, в состав которой включается представитель территориального органа ФСКН России, уведомлять территориальный орган ФСКН России о планируемом объеме производства прекурсоров на очередной год, а также о фактически приобретенном их количестве для производственных нужд.
Важно отметить, что, введя дополнительные ограничения, Федеральный закон № 177-ФЗ расширил список прекурсоров с 23 до 56 веществ, и, разделив его на три таблицы, дифференцировал применяемые меры контроля за их легальным оборотом.
Таким образом, с вступлением в силу нового Федерального закона сформировались правовые основы функционирования более эффективной и гибкой системы государственного контроля за оборотом прекурсоров, позволяющей:
- выполнять международные обязательства Российской Федерации;
- минимизировать возможность поступления прекурсоров из легального в незаконный оборот;
- реагировать на развитие наркоситуации путем переноса веществ из одной таблицы в другую.
Так, сегодня на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания находится разработанный ФСКН России проект федерального закона, призванный сформировать правовой механизм, позволяющий ввести дополнительные меры контроля за оборотом тех прекурсоров, которые не нашли применения в промышленности и быту, но широко используются при незаконном изготовлении наркотиков.
Кроме того, ФСКН России продолжается вестись работа по совершенствованию уголовно-правовых и административно-правовых мер регулирования отношений в сфере контроля за оборотом прекурсоров, нацеленная на введение дифференцированного подхода в вопросе квалификации деяний, связанных с нарушением правил, установленных в сфере оборота прекурсоров.